|
Архитектор Василий Гребенщиков: «Реклама убивает Ярославль»
Несоблюдение законов
Алла Смирнова, АиФ-Ярославль: Василий Васильевич, вас как архитектора устраивают ярославские парки, бульвары, скверы?
Ваcилий Гребенщиков: Я консерватор и считаю, что парк должен быть пейзажным, то есть как английские парки XIX века, которые мы видим на картинах Джона Констебля. Когда человек отдыхает в парке, все его визуальные связи из любой точки должны быть органичны. Это, конечно, идеал, но к нему необходимо стремиться. В любом случае в среде должен быть единый стиль. Парк как машина времени: придя туда, человек должен погрузиться в другой мир. Не должно быть инородных вкраплений. Главная проблема у нас сегодня – несоблюдение правил, законов архитектуры.
А.С.: К сожалению, у нас нет таких мест. Почему?
В.Г.: Потому что мы живём в эпоху постмодернизма. Мы смотрим на Запад и делаем, как хотим. Это ещё одна серьёзная проблема. Ведь что такое постмодернизм? Это закат Европы. Грани, линии стираются, всё перемешивается. Этого нельзя допускать. Всё должно быть в контексте, должно иметь историческую и философскую подоплёку. Надо воскрешать то, что было, а не смешивать всё подряд. Иначе это будет выглядеть как женщина в вечернем платье и валенках.
А.С.: Почему современным архитекторам так полюбился постмодернизм?
В.Г.: Это честолюбие. Каждый хочет выделиться, стать известным. Придумывают бог знает что, лишь бы заметили. И я таким был 30 лет назад. Это молодёжный нигилизм, причём наложенный на постмодернистский дух, когда картины Микеланджело и три буквы на заборе - одно и то же, нет разницы. Нет философской подоплёки, следовательно, нет никаких рамок и правил, а значит, и нет культуры проектирования. Ведь городская культура – это, прежде всего, ограничения и самодисциплина. Если архитектор начинает проектировать в среде, где всё давно сформировалось, где уже звучит та самая «застывшая музыка», как в играющий мелодию оркестр должен вступить новый инструмент, то этот архитектор, как и музыкант в оркестре, обязан прислушаться к мелодии, её тональности, такту, а не «лажать с ходу», как говорят лабухи.
А.С.: Это как-то сказывается на вкусах населения?
В.Г.: Конечно! Это воспитывает дурной вкус. Сейчас строят все, у кого есть деньги, но понимания-то нет. Ведь обязательно надо изучить историю места перед тем, как начать строить. А мы делаем, как хотим. У нас нет чувства вкуса, философии подхода. В учебных заведениях нам дают чисто профессиональные знания.
Падение престижа
А.С.: Можно ли сегодня говорить о падении престижа профессии архитектора?
В.Г.: Сейчас нет понимания важности работы архитектора. Архитектор начинается не в 25, а только после 40 лет, когда происходит переоценка ценностей. А падение престижа профессии приводит к тому, что власти диктуют, как работать. Сейчас главный – это заказчик, инвестор, который оказывает сильнейшее влияние, давление на работу. У нас есть молодые таланты, но нужно иметь стойкость. А многие начинающие архитекторы просто не могут защитить свою красоту перед недалёким, грубым вкусом заказчика.
Все проблемы от того, что в нашем городе по вполне понятным причинам была упразднена служба главного архитектора Ярославля и градостроительный совет. Они защищали проекты от «кровожадных» заказчиков, у архитектора было право утверждать проекты с точки зрения архитектуры. Теперь нас задавили инвесторы, для которых только одна цель – прибыль. Они мало заботятся о пространстве, эстетике и философии. Лишь бы выгода была больше. А как же город?
Выигрывает «дешёвка»
А.С.: Бываете ли вы недовольны результатами своей работы?
В.Г.: Да, во время работы ты идеализируешь своей проект, а уже в натуре видишь ошибки, просчёты. Поэтому важно принимать участие во время стройки. У любого архитектора воплощается не более 20-30% задуманного. А ещё я всегда недоволен качеством выполненных работ.
А.С.: А к конкурсам как относитесь?
В.Г.: В принципе положительно, так как это всегда разность мнений. В 90-е были только архитекторские. Сейчас архитектуру не смотрят, перешли на коммерцию. Конкурсы стали чисто финансовыми: выигрывает тот проект, который дешевле. Необходимо искать компромисс. Это работа главного архитектора города и градостроительного совета.
А.С.: А как же общественное обсуждение?
В.Г.: Это всегда конфликт - мнений, политических воззрений и так далее. Конечно, общественность может влиять, но демократия здесь неуместна! Решение должно быть за квалифицированным меньшинством. А это историки, работники музея, архитекторы... Те, кто профессионал, любит город и хочет, чтобы он развивался. Автор не может продумать всё полностью, он субъективен. То, как объект взаимодействует со средой, сейчас не учитывается. Именно мнение специалистов должно влиять на власть. Вплоть до голосования.
А.С.: Что в первую очередь необходимо нашим городам?
В.Г.: Коммуникации и благоустройство. Зелени достаточно. Верным стратегическим решением будет первоначально качественно благоустроить не отдельные фрагменты, а всю историческую часть города. Она будет кормить. Не надо распылять средства из бюджета.
А Ярославлю на самом деле нужно только одно – благоустройство. Просто ровные асфальтовые покрытия, тротуары, бордюры, газоны, поставить урны. Знаете, как сразу всё изменится. Будет шикарный европейский город. У нас есть всё для этого. В лесопарках вообще делать ничего не надо, там живой лес. Единственное, нельзя допускать загаженности территорий, поэтому необходимо включать коммерческую составляющую. Просто так убирать никто не станет. Не доросли ещё. Но все вложения отобьются сторицей.
А.С.: А что, на ваш взгляд, уродует Ярославль?
В.Г.: Реклама. Москву всю заклеили, и мы догоняем. В Европе нет столько рекламы, только в России. Реклама, растяжки, «мухобойки» убивают Ярославль, его историческую среду. Должны быть дизайнерски грамотно проработанные малые формы, реклама на уровне глаз, как во многих европейских городах, не выше 2-го этажа, или временные сооружения, например, заборы строек. Следить за этим - дело главного архитектора города и главного художника, которые у нас, повторяю, отсутствуют.
Беседовала Алла СМИРНОВА
Досье
Василий ГРЕБЕНЩИКОВ родился 23 ноября 1954 г. в Свердловске. Окончил Свердловский архитектурный институт. В 1986 г. вступил в Союз архитекторов СССР. В 1989 – 1990 гг. участвовал в Открытом Всероссийском конкурсе «Малоэтажные жилые дома повышенной плотности экспериментальной серии», это был первый архитектурный проект в Ярославле, удостоенный российского диплома. С 2001 по 2005 год - председатель правления ЯОСА РФ, член правления Союза архитекторов России.
|